Отказ от переживания душевной боли как феномен невротизации современного общества. Виктор Новиков

        

Отказ от переживания душевной боли как феномен невротизации современного общества

От автора : Выражаю признательность за неоценимую помощь в редактировании статьи методисту высшей категории Шлемензон Тамаре Григорьевне.

Современное общество на сегодняшний день переживает кризис, который касается как социально-экономической, политической, так и психологической сфер общественной жизни. Все происходящие внешние события, безусловно, откладывают отпечаток на психологическую составляющую человека сегодняшнего дня.

В этой статье я бы хотел сделать акцент на рассмотрении феномена проживания душевной боли у современного человека.

За последнее время участилось количество обращений клиентов с различными симптомами, имеющими в своей основе психологическую проблематику. Условно категории обращений можно распределить на три основных:

1.     Психосоматические проявления. То есть те психологические состояния, затруднения, проблемы, боли, которые откладывают отпечаток на физиологию тела человека;

2.     Аддиктивные расстройства. Состояния, вызванные чрезмерной зависимостью от чего-либо, кого-либо, ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Например, зависимость от отношений, от еды, от алкоголя, работы и т.д;

3.     Состояния, связанные с подавлением эмоций, зачастую проявляющиеся в апатии, утрате интереса к жизни, низком тонусе, заниженной самооценке, чувстве одиночества, брошенности, состоянии тоски и печали.

В данной статье мне бы хотелось остановиться не на самих этих состояниях, а на тех причинах, которые зачастую их и вызывают. Здесь может подойти метафора «луковицы»: человек с помощью этих состояний подменяет истинную причину того, что есть у него в душе, но о чем говорить сложно, трудно, неприятно, болезненно. И постепенно очищаясь от «шелухи», слой за слоем, всплывает более острый и глубокий конфликт. То есть все перечисленные симптомы не являются причиной, а лишь следствием неразрешенного внутреннего противоречия.

  Для лучшего понимания уместен и следующий пример. Русский человек имеет одну интересную особенность ментальности: это действовать рывком. То есть, поговорка: «пока рак на горе не свистнет, мужик не перекрестится» очень хорошо отражает одну из особенностей нашего менталитета. Русский человек обращается за помощью лишь в том случае, когда уровень его душевной боли достигает пика, а все ресурсы,  затраченные на поиск решений, уже исчерпаны. Яркой метафорой этого состояния является метафора посещения стоматолога. Мало кто обращается к врачу  на этапе кариеса, значительно больше людей обращается за помощью на этапе глубокого кариеса, либо пульпита, либо, когда зуб совсем разрушается. По мере развития симптомов  процесс лечения становится сложнее и болезненнее для человека. Но причина  разрушений  возникает значительно раньше.

     В приведенной выше метафоре, как и в современной психологии, все выше указанные симптомы являются лишь частью непрожитой внутренней психологической боли, которая доставляет человеку дискомфорт, но которую проживать вовсе не хочется, потому что «боль проживать больно», а боль испытывать никто не хочет. Именно поэтому человек выбирает более доступные способы справиться  с ней - проще поесть, выпить, заняться сексом, постоянно отправляться  в путешествия, насыщаясь до состояния «переедания», чем встречаться с тем, что есть внутри, в душе, чтобы не испытывать внутреннюю боль, которая есть и которой может быть много.

Между прочим, слово «переедание» используется не случайно. Именно оно являет нам всю сущность аддиктивных состояний человека.

Суть психологической боли проста: несогласие с происходящим, вызванное привязкой к определённым ментальным шаблонам. Как следствие – попытка силой удержать стабильность этих шаблонов, что приводит к мощнейшему перенапряжению мозга. Если рисовать образ, то попытка удержать привычные психологические шаблоны на фоне изменений, происходящих в реальности – это всё равно, ка

к попытка удержать проносящийся мимо поезд, хватаясь за него руками, или вставать у него на пути.

Психологическое понимание боли, на сегодняшний день, являет собой весь комплекс эмоций, чувств, переживаний, связанных с невозможностью принятия тех внешних событий в жизни человека, которые он не способен адекватно встроить в свою картину мира.

Как заметил один из величайших психологов мирового сообщества, Милтон Эриксон (Милтон Эриксон  - «Стратегия психотерапии»): «жизнь – это процесс изменений». Человек не может жить без изменений, он постоянно трансформируется, изменяется и все, что происходит в его жизни, находясь в постоянной динамике. Александр Лоуэнн, один из основателей телесно-ориентированной психотерапии, в своих книгах отмечает, что «критерием здоровой личности является способность освободиться от «характера», то есть тех жестких ригидных установок, которые не дают человеку чувствовать энергию жизни во всей её полноте свободы и ответственности. А по сути, принимать жизнь, так как она есть, в удовольствие и радость, проживая те чувства, которые, возникают в душе, как есть. Проживать радость, злость, отчаяние в удовольствие» (Александр Лоуэнн  - «Радость»)  Звучит, наверное, странно. Если с радостью все понятно, то, как можно проживать злость и отчаяние в удовольствие, спросите вы??  

     Попробую ответить. Современный человек живет установками, направленными на удержание внешней стабильности своей жизни. Ему может казаться, что, добившись социальных результатов: успешная работа, приличная достойная уважения семья, приятный, комфортный круг общения, его жизнь станет стабильной  и обретёт полноту счастья.

На деле же происходит несколько иначе. Достигнув стабильных, с точки зрения личности, результатов, жизнь начинает преподносить сюрпризы, иногда - кардинально меняться. И в момент, казалось бы, достижения человеком определённого уровня личностного развития, когда в его жизни все в порядке, все «разложено по полочкам», вдруг начинают происходить неожиданные жизненные изменения, часто даже не зависящие от него самого: жена (муж) уходит из дома, увольняют  с работы, уходят из жизни близкие люди, утрачиваются прежние контакты. Именно в этот момент у человека происходит обострение внутреннего кризиса, переживания, связанного с душевной болью.  Иными словами, нарастающее чувство душевной боли – это попытка удержать ускользающий комфорт и, как следствие, непринятые человеком чувства, связанные с этой попыткой.  Нередко   социальной нормой человек считает необходимость «все держать в себе», именно поэтому напряжение накапливается, усиливается с каждым днем, дискомфорт нарастает, попытка удержаться за привычную стабильную систему растет и в результате происходит срыв.

   Срыв в данном случае проявляется  внутренним и внешним образом. Внутренний срыв выражается вышеперечисленными симптомами, которые  уже были описаны. Что касается внешнего срыва, то здесь человек совершает поступок, который позволяет его напряжению вырваться наружу. Например, уход из семьи, уход в запой, резкая смена партнеров в отношениях, совершение преступления и правонарушения, асоциальное поведение, как у взрослого человека, так и у ребенка с девиантным поведением.

 

     Вот основной механизм срыва. Если переложить эту систему на современное общество и современную жизнь, становится понятно, что большая часть преступлений, распадов семьи, ссор, конфликтов происходит именно на почве отказа от проживания внутренней душевной боли, которая живет в человеке, копится, а когда достигает пика, прорывается наружу. И хорошо, если это касается только одного человека, а ведь зачастую своим срывом личность затрагивает других людей.

     На примере этого мы ещё раз можем легко увидеть вред инерции: ведь попытка удержать то, что уходит – это стремление жить по инерции, неосознанно. И это приводит к неизбежному страданию.

     Однако это не значит, что как только в жизни человека наступает этап стабильности и комфорта, его тут же нужно бросать, забывать и двигаться дальше.  Нет – такой механизм столь же неэффективен, как и попытка удерживать стабильность, наоборот, очень часто это может только усиливать отрицательное состояние, поскольку любые крайние проявления поведения лишь свидетельствуют о внутренней конфликтности.

Здесь нам важно обратиться к понятию кризиса. 

Кризис (др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Кризис – это состояние, которое  сопровождает человека  в течение всей жизни. Не случайно, психологи условно выделают следующие кризисы:

  • Кризис рождения;
  • Кризис одного года;
  • Кризис трех лет;
  • Кризис начала обучения (7- ми лет);
  • Подростковый бунт;
  • Кризис ранней юности;
  • Кризис 30 лет;
  • Кризис середины жизни;
  • Экзистенциальный кризис старости.

И действительно мы видим, что кризисы социально обусловлены. Эрик Эриксон очень много писал о кризисах идентичности, и, фактически, весь его труд (Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис») посвящен проблеме кризиса – его преодолению  - формированию новообразований, тех необходимых личностных  качеств, которые важны на нашем жизненном пути.

А теперь давайте подумаем, сколько кризисов сопровождает нашу жизнь, помимо представленных.

     У каждого из нас  в жизни был опыт утраты или потери чего-то или кого-то. Каждый из нас проходит или прошел становление через социальные институты, такие как детский сад, школа, университет, армия, работа и т.д.

    Сколько раз мы попадали в  ситуацию стресса, когда нам нужно было принять важное решение, попадали в  конфликтные ситуации, которые не всегда можно было легко разрешить, а некоторые завершались утратой общения со значимыми людьми.

Но одновременно с этим, если вы вспомните свои переживания после проживания кризиса, то поймете, что именно в периоды кризисного состояния меняется человек, трансформируется личность, возникают новые шаблоны поведения, формируются новые установки. Старое уходит на задний план, человек делает шаг навстречу к самому себе – себе новому, способному  к дальнейшему росту и развитию.

Таким образом, кризис имеет двоякое значение в жизни человека – с одной стороны, это деструктивное переживание, связанное с кризисными состояниями, а с другой, возможность выхода на новый уровень развития. Ведь, именно в кризисные моменты человек способен меняться, развиваться, двигаться дальше по жизни.

Кризисный этап – очень важный этап в жизни человека. Это тот самый момент, когда у человека есть возможность встретиться со своей болью. Именно на этом этапе растёт обращаемость клиентов в психологические службы. 

Для того, чтобы пережить кризис, нужна внутренняя готовность человека к проживанию боли. А для этого человек зачастую использует именно накопление напряжения, доводя его до пика. Здесь важно учитывать ментальную особенность «рывка» у нашего общества, плюс ряд особенностей, которые напрямую влияют на отказ человека проживать свою внутреннюю боль, как совершенно нормальное человеческое явление.

Поэтому, чтобы испытывать боль, чтобы производить изменения, необходимы личностные ресурсы, которые позволяют человеку самому осознавать и понимать мысль о том, что его кризисное состояние – это и есть норма психологического здоровья, то есть «жить» в кризисе, а не «выживать» в нем.

     Человек развивается ступенчато, проходя предыдущий кризис, он закрепляется на новом этапе с новыми изменениями, фиксируется в них, а затем шагает дальше. Если на этом пути начинает возникать сопротивление переживанию нового кризиса, новой боли, возникают вышеперечисленные симптомы и срывы.

     Ведь любить и радоваться жизни, можно только в полноте проживаемых чувств, в том числе и тех, которые принято считать отрицательными, таких как гнев, ненависть, отчаяние.  Но по сути, если мы не принимаем в себе гнев, грусть, печаль, то и полноценно радоваться жизни тоже сложно. Метафора здесь – это тело. Если представит наше тело в виде чувств, скажем руки – это радость, ноги – агрессия и гнев, сердце – грусть и тоска, любовь, голова – контроль эмоций, то становится непросто представить человека который радуется, но при этом лишившись ног, при этом удалив их себе самостоятельно (например, человек решил, что гнев он испытывать не будет). Конечно, он научится жить так, адаптируется, и будет испытывать удовольствие, но первое время ему будет очень сложно. Эту метафору я привожу в качестве метафоры чувств и эмоций, которые возникают в душе человека. Невозможно чувствовать себя целостно, если душа и тело не связаны, если блокируются определенные эмоции – то и автоматически все остальные либо отрицаются, либо вынуждены стать ещё сильнее, гипертрофироваться. Так человек, подавляющий свой гнев, зачастую становится очень грустным, тоскливым, печальным, апатичным именно потому, что выбирает отключение у себя  функции гнева, одной из задач которой становится стимулировать личность к активности,  которая имеет свой вес в целостном развитии человека.

Что же происходит в современном обществе. Какие основные тенденции мы можем наблюдать сейчас.

Желание «затирать» боль или и избегать её, как основная тенденция современной культуры. Очень много в средствах массовой информации транслируется различных либеральных феноменов, которые пропагандируют легкое существование, бегство от себя в пользу некоего социального шаблона, а также тотального либерализма, выражающегося во фразе «можно все, делай все то, что тебе хочется». Этакий подростковый бунт непонятно против кого. Именно эта тенденция порождает инфантильность в обществе. Как избалованный ребенок, который ставит в центр самого себя. Вырастая, такой человек не способен позаботиться о себе и быть зрелой личностью, способной отдавать и делиться, строить глубокие прочные отношения. Точно так же и современной человек убегает от своей боли в иллюзорную  легкость.

Чрезмерный акцент на лживом позитиве в противовес тому, что личность переживает внутри. Культура «позитива» на корню убивает душевные переживания, которые есть у каждого из нас. Вместо того, чтобы проживать свою боль, как состояние, ему говорят: «Улыбнись и все пройдет». Многие люди стали бояться слез не только своих близких, но и своих собственных. А ведь мы знаем множество примеров из  истории, когда поощрялось проявление именно сильных эмоций и чувств. Сколько фильмов об этом снято, сколько культурологических основ этого явления мы можем встретить. Скажем, на Руси была традиция плакальщиц, которые оплакивали и горевали, провожая в последний путь человека. Выражаемое ими горе было не просто уместным, оно было необходимым условием проживания утраты. На сегодняшний день стремление отказаться от эмоций и чувств приводит к тотальной заморозке эмоций и переживаний, отказа от жизни в её полноте, красоте и глубине.

Уход от искреннего глубокого общения в аддиктивно-зависимое поведение. Утрата душевности, как основного компонента близости в пользу различных аддиктивных форм существования. Например, вместо того, чтобы вместе находиться в страдании или в печали, или вместе разделять радость, многие начинают искать утешения в более доступных средствах, алкоголе, сексуальных связях и тому подобному. Тем самым, уходя от себя в бегство.

Тенденция к ускорению, информационной и событийной насыщенности времени. Все чаще мы наблюдаем эту тенденцию в крупных мегаполисах. Тема спешки, ускорения, бегства куда-то, очень часто не дает человеку просто остановиться, побыть наедине с собой, поконтактировать с внутренним содержанием, побыть в этом. Россия находится на стыке западной и восточной цивилизаций. Западная культура, для которой характерно чрезмерное стремление двигаться вперед,  возможность идти по головам ради успеха,  въедается в душу русского человека, подавляя восточную часть, которая стремится к гармонии, покою, равновесию, созерцанию.  В результате большая часть людей устремляется в восточные страны, в храмы, увеличивается количество эзотерических тренингов, практик, чтобы побыть с собой, наедине с природой, но привычные механизмы западной цивилизации, требующие от человека ложной целеустремленности, уверенности, не дают расслабиться, в результате чего стресс возникает и в этой среде, отчего русский человек часто думает, доходя до определенной цели, «а зачем мне это? И не бросить ли мне всё это потому, что на самом деле мне это не нужно?»

     Что же происходит с душой человека?

Отказавшись от собственной силы, от своих эмоций, личность начинает постепенный процесс отказа от собственного развития, избегая искреннего соприкосновения со своими внутренним миром, и, как следствие, возникает невозможность соприкасаться с переживаниями другого человека. В этом случае, «другой» начинает выступать в качестве объекта удовлетворения собственных потребностей, либо как объект мнимой ложной стабильности, который создает комфорт и безопасность для личности, которая обретает образ паразита, вступая в созависимые отношения.

Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Здоровая личность – это человек, который способен на изменение. Чтобы быть способным меняться, опираться на себя, необходимы ресурсы, которые помогают личности развиваться.

На какие именно ресурсы личность может опираться:

Ресурс самоподдержки. Способность вырасти не социально, а внутренне, вернуться к мысли, о том, что именно «я способен получать и способен отдавать, делиться, и это мой выбор». Возвращение к этой мысли  возможно через глубокую работу над собой, в том числе, через проживание боли. Именно взращивание себя, как взрослого человека, дает личности большой ресурс самоподдержки и способности выстраивать зрелые глубокие межличностные отношения;

Ресурс внутренней агрессии и её принятия. Именно агрессия и гнев являются одними из самых сильных состояний человека. Агрессию, в данном случае, следует рассматривать как активность, целеустремленность. Пробуждение агрессивного начала в личности дает возможность внутренней связи со своими корнями, с инстинктами, и, главное, с инстинктом продолжения рода.

Поддержка референтного окружения. Выстраивание коммуникации, доверительной, глубокой, искренней в своем значимом окружении.

Способность опираться на свои переживания и свою интуицию. Именно доверие к себе позволяет личности понимать себя и другого человека.

Все эти ресурсы человек накапливает в течение своей жизни благодаря взрослению и эмоциональной зрелости, посредством событий, которые происходят в его жизни, не ломая, а подкрепляя развитие идентичности.

Для того, чтобы личность развивалась успешно, очень важно научиться останавливаться, концентрироваться на своем состоянии, фиксироваться на том что происходит внутри, как бы это парадоксально ни звучало, не избавляясь от сильных переживаний, а принимая, проживая их.

Парадокс заключается в том, что единственным способом, который решает эту проблему (если уж всё дошло до уровня проблемы) – это отпускание ускользающего комфорта. Изменение начинается в тот момент, когда человек отказывается от мысли переделать себя. В этот момент, возникает боль, в виде чувств и переживаний грусти, тоски, печали, искренних, глубоких и даже, приятных. Отказавшись от идеи исправления себя в пользу принятия, человек активизирует свои внутренние ресурсы. Это не банальное «а что, если я приму себя, то я ничего не буду делать». Здесь другой аспект. Именно принятие мысли о своем несовершенстве дает личности толчок раскрывать свой потенциал искренне, открыто, обретать свою душевность, соприкасаться с душой другого человека бережно, аккуратно, потому что растет способность не только получать, но и отдавать в этот момент. Иначе говоря,  модель мышления здесь возникает следующая: «Если я несовершенен и мир тоже, значит, мы можем помочь друг другу, поддержать и быть вместе, просто потому, что каждый из нас уникален по своему, будучи не идеальным. А значит, у меня есть ресурс проживать свою боль по-настоящему, честно, и я могу поддержать тебя в проживании этой боли. Я могу быть с тобой открытым, ты можешь быть со мной открытым, мы можем двигаться вместе, но опираясь каждый на себя,  не убегая в привычные защиты и рамки». Данная мысль очень напоминает нам гештальт- молитву, именно в ней отражается суть принятия, и проживания душевной боли, с последующей возможностью развивать гармоничные глубокие отношения  с другим человеком.

Очень часто клиенты,  во время терапии, переживающие такое чувство грусти и «отпускания», говорят, что это состояние, на самом деле очень значимое, и даже, приятное. Приятным и глубоким его делает именно то, что личность в эти моменты становится ближе к себе, искренне и открыто, свободно и ответственно, вне привычных шаблонов и установок.

Вот некоторые инструменты, способствующие гармонизации личности в условиях кризиса, душевной боли:

Инструменты изменения физиологического состояния.

Наше тело – это ресурс, тело никогда не врет человеку. Если человек бессознательно хочет заболеть – заболеет его тело, если человек бессознательно злится,  его горло будет болеть сильно, челюсть сдавливаться и все тело будет сигнализировать человеку о том, что что-то идет не так. Именно ресурс телесности необходимо учитывать в первую очередь. Включение физиологии тела позволяет личности развиваться естественно. Дыхательные практики, практики регуляции своего тела, практики движения глаз, варианты йоги, телесно-ориентированной психотерапии – вот неполный перечень инструментов, позволяющий быстро и эффективно изменить свое состояние, пережить дискомфорт, повысить уровень естественного напряжения тела, улучшить физическое состояние. Здесь очень хорошо помогают инструменты краткосрочной и телесно-ориентированной терапии.

Концентрация на внутреннем состоянии. Полезно взять для себя привычку останавливаться и слушать себя, слушать, что есть в душе, в теле. Поначалу, остановка может вызывать страх тревогу, иногда даже панику. Ведь к контакту с собой привыкли далеко не все. Но по мере погружения в это состояние, человек будет приходить к контакту с собой, гармоничному и естественному. На этом этапе испытывать любые эмоции – это нормально, поэтому если в состоянии концентрации вам захочется плакать – плачьте, злиться – проявляйте, кричите, выражайте себя, главное в состоянии одиночества – отказаться от того,чтобы сдерживать себя, проявляйте все, что есть внутри, при этом оставаясь в состоянии концентрации.

Медитативные состояния. Самогипноз. Медитативные техники позволяют человеку также углубляться в себя, укореняться в себе. Правда, сложность здесь заключается в том, что большая часть этих техник требует специального обучения и образования, но есть также и ряд инструментов, которыми вы можете и способны легко овладеть самостоятельно. Так, например, путешествие в ресурсное место, пока вы едете на работу в общественном транспорте – вы можете произвести самостоятельно. Побывать в джунглях, посмотреть красоту Парижа, побыть путешественником – все это вы можете создать в своем воображении, погрузившись в ресурсное, лично для вас, состояние.  Мощным инструментом является техника «Как в первый раз». Суть её проста – вы выходите на улицу и смотрите на все, что вас окружает, как в первый раз, глазами ребенка. По мере выполнения упражнения вы будете замечать, как много внутри вас чувств и эмоций, вы заново научитесь удивляться и радоваться привычным, казалось бы, вещам. Все медитации хороши именно тем, что позволяют вам задействовать ресурсы вашего мозга максимально активно, тем самым, на какие-то проблемные ситуации вы сможете посмотреть несколько иначе, а может быть, часть из них утратит актуальность для вас.

Дифференциация внутренних чувств и переживаний и их вербализация. Фиксация на переживаниях, которые есть внутри. Этот способ доступен  только с помощью опытного психолога, психотерапевта. Переживание детских психотравм, которые привели к  боли, а в дальнейшем к срывам внутренним и внешним – это возможность работы только с опытным человеком. Ведь только возможность освобождения от страхов, обид и травм, которые, казалось бы, давно забыты, дает человеку колоссальный ресурс  для развития себя, становления, возможности шагать дальше с опорой на себя.

Одной из интересных и важных формул поведения человека восточной культуры – это делать все возможное, чтобы выстраивать ситуацию как комфортную и стабильную – и, одновременно, ни в один миг не пытаться её присвоить и удерживать. Видимо поэтому, многие люди в нашей стране устремляются на отдых в восточные страны, в поисках определенной свободы, глубины, осознанности, мудрости. Как, уже отмечалось выше, в нашей ментальности уникально соединяются западная и восточная культура, а это значит, что в каждом из нас заложен ресурс смелости быть собой, открытости к новому, возможности уходить от старых шаблонов и сценариев, взрослеть, созревать внутренне. Ведь если человек способен развиваться и встречаться со своей болью, то со временем он поймет, что ничего катастрофического и страшного в этой встрече не происходит. В этом есть только естественный процесс жизни, который существует в душе человека,